Форум » » СУКУТ (СОМТ)-МОЛЧАНИЕ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗОЛОТО » Ответить

СУКУТ (СОМТ)-МОЛЧАНИЕ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗОЛОТО

Малика: СУКУТ (СОМТ)-МОЛЧАНИЕ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗОЛОТО Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: “Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!”[1] Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: “Что наиболее опасно для меня?” Посланник Всевышнего ответил: “Вот это” – и указал на язык.[2] У Пророка Мухаммада спросили: “Что больше всего способствует попаданию человека [в категорию] обитателей Ада?” Посланник Всевышнего ответил: “Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног”.[3] В другом случае Пророк оповестил: “Кто гарантирует мне безгрешность того, что меж губами (языка), и того, что меж ног, тому я гарантирую, что он [по милости Аллаха] попадет в Рай”.[4] Любители пустых, бесполезных разговоров и болтовни – это одна из тех категорий верующих людей, кто крайне неприятен Всевышнему и будет максимально удален от Пророка Мухаммада в Судный День.[5] *** Пророк Мухаммад, завершая перечисление благородных поступков и праведных дел, которые поспособствуют вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников – Му‘аз ибн Джабалю: “Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?” Тот ответил: “Конечно, о Посланник Аллаха”. Пророк, указывая на язык, сказал: “Придерживай вот это?” Му‘аз в изумлении спросил: “Разве мы будем отвечать за то, что говорим?” Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: “Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться (опрокидываться) в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!”[6] Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым (из-за своей многочисленности) может оказаться на чаше грехов в Судный День! *** Умение молчать крайне важно. Одна из форм притеснений, совершаемых человеком над самим собой своим же языком, – это разглашение личных грехов и проступков, никак не касающихся других людей, а – должных оставаться меж ним и Всевышним. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркнул: “Все мои последователи удостоятся прощения и защиты [по милости Аллаха], кроме публично оглашающих и разбалтывающих (рассказывающих). Публичное оглашение – это когда человек совершает ночью [как и в любое другое время суток, когда его никто не видит] какое-то [греховное] действие [без ущерба другим], а наутро [через некоторое время] начинает рассказывать это знакомым [выпячивая свой грех как некое достояние, достоинство], хотя Всевышний сокрыл это от других [не наказав его, а предоставив человеку возможность раскаяться в содеянном и покаяться, исправиться]. Он же [своим языком] снимает завесу, [которой Всевышний Творец прикрыл его постыдный поступок][7]”.[8] *** Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул для своих последователей и людей в целом очень важную, но едва ощутимую, неприметную сторону жизни, сказав: “Воистину, человек, не обращая на то особого внимания, может проговорить слово (выражение или слова), которым Всевышний будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни.[9] В то же время человек – и нет сомнений в этом, – не обращая на то особого внимания, может проговорить слова, которые вызовут негодование Аллаха и низведут его в Ад[10]”.[11] Великий имам ан-Навави, комментируя хадис, сказал: “Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе этого. Если ее нет, то нужно промолчать”.[12] Ну и все мы хорошо знаем коранический аят: “Вы считаете это [то или иное[13], проговариваемое вашими устами] незначительным, а оно пред Всевышним Аллахом имеет огромное значение”.[14] *** Посланник Господа миров (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: “Поменьше говорите! Больше упоминайте Всевышнего. От многочисленности пустой и бесполезной речи сердце верующего черствеет [он становится бессердечным, суровым. Сердце его становится менее сострадательным к болям и чаяниям других, менее восприимчивым к назиданиям и жизненным урокам. Это своего рода духовная мерзлота и притупленность восприятия]. Самые же отдаленные от Всевышнего – это [носители] черствых, окаменевших сердец (бессердечные)”.[15] *** “Одна из отличительных черт хорошего мусульманина – не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается”, а в другом хадисе – “он очень мало говорит о не касающемся его”[16].[17] Мусульманские ученые, подчеркивая важность упомянутого хадиса, заключили: Основой религии у нас являются слова, сказанные наилучшим из людей (Пророком Мухаммадом): 1. Оставь то, в чем сомневаешься. 2. Будь аскетом[18]. 3. Оставь то, что тебя не касается. 4. Совершай все с намерением[19].[20] *** Несколько мудрых богословских высказываний по теме: Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд говорил: “Клянусь Всевышним! Нет на белом свете ничего, что заслуживало бы более продолжительного тюремного заключения, чем язык”.[21] Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас сказал: “Пять качеств. Присутствие их в человеке намного более ценно для него, чем целое стадо прекрасных верблюдов[22]. 1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (пустословие, разговор на тему, в которой ты несведущ, и т. п.). Это лишнее (пустая трата времени). Здесь ты не защищен от ошибки и греха. 2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы; 3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя, как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своей глупостью и невоспитанностью). 4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только благом и в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, подобно как желаешь это самому себе. 5. Совершая поступки, будь мужчиной, который видит очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное.[23] Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда, говорил: “Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать свой язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу”.[24] Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Кто не бережет речь (кто не знает цену своим словам), тот не понял свою религию”.[25] Известный праведник, Фудейль ибн ‘Ияд, хорошо умевший не только приобретать знания, но и практически применять их в своей жизни, говорил: “Верующий мало говорит, много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает”.[26] Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи[27] подчеркивал: “Молчание и терпение напрямую связаны друг с другом. Не бывает случая, когда говорящий более набожен и благочестив, чем молчащий, кроме одного – ученый (грамотный) человек, который уместно говорит, а когда нужно – молчит”. Этому же известному праведнику принадлежат слова: “Если тебе нравится речь (начинаешь восхищаться ею), то замолчи. А когда ты восхищаешься своим молчанием, начинай говорить”.[28] *** Двоюродный брат Пророка, имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил: Невежественный человек, обращается ко мне со своим невежеством, Но я не желаю отвечать ему. Он становится более невежественен (груб и невоспитан), Ну а я – еще более терпелив, Подобно благовонной палочке, которая при соприкосновении с огнем становится еще более благоуханной.[29] Сохранит свою честь тот, кто остерегается ответа (старается не отвечать). Кто умеет скрывать (сохранять в тайне, задабривать), тот попадает в цель. Кто испытывает почтительный трепет пред уважаемыми людьми, к тому также питают подобные чувства. Кто же с презрением относится к другим, тот не будет уважаем.[30] Имам аш-Шафии[31] говорил: Мне сказали: “Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!” Я ответил: “Слова (в данном случае) – ключи от двери зла”. Почет тому, кто молчит пред невеждой и глупцом, В молчании – сохранение чести и достоинства. Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся, А собаки громко лают, но их отгоняют камнями.[32] Отвернись от глупого невежды (не обращай на него внимание), Все то, что он говорит, в нем же самом. Евфрату[33] не будет вреда оттого, Что несколько собак переправятся вброд.[34] Он (да помилует его Всевышний) также говорил: Я нашел свое молчание предметом торговли, и стал неразлучен с ним, Даже если не оказываюсь в выигрыше, то точно ничего не теряю. Молчание – это товар настоящих мужчин. Торговец молчанием выше любого другого торговца.[35] Если человек открыл другу своему секрет, А потом упрекает его в том, что кто-то об этом узнал, то он – глупец! Если секрет этот теснил грудь его так, что он рассказал о нем другому, Так ведь грудь того, кому он дал это на хранение, еще более тесна.[36] Береги свой язык, о человек! Остерегайся! Пусть не ужалит он тебя, воистину, язык – змея, гадюка. Сколько покойных в могилах, убитых языками своими! А ведь при жизни даже храбрецы испытывали к ним почтительный страх.[37] РЕЗЮМЕ Чем более набожен и проницателен верующий, тем более четко в практическом плане он понимает и раскрывает для себя смысл коранических строк: “Что бы ни сказал человек, каждое его слово бдительно и мгновенно фиксируется ангелами”.[38] Всевышнему известно даже то, что в душах (сердцах) людей[39], но это не говорит о бессмысленности того, что делают ангелы. Фиксируя все, что мы говорим и делаем, они собирают вещественные доказательства (за нас или против), которые будут продемонстрированы в Судный День. И это наряду с сотнями других освидетельствований, для вынесения правдивого и неопровержимого Божьего решения по каждому из детей Адама и Евы, независимо от мирского положения (король, министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, сатанист, иудей, христианин или мусульманин). Поэтому лучше лишний раз промолчать, чем сказать что-то необдуманное, которое может стать дополнительным весом на чаше грехов, а не благих дел. От языка много, очень много проблем, а спасение от них – молчание.[40] Да помилует нас Аллах в мирской обители и вечной. Амин. ПОЛЕЗНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕМЕ (НЕСКОЛЬКО АЯТОВ СВЯЩЕННОГО КОРАНА) 1. “Истинно преуспеют, добьются цели верующие, которые набожны, совершая молитву, и те, что отворачиваются (му‘ридун) от пустословия (лягва)”.[41] “Отворачиваются (му‘ридун)” – слово “отвернуться” стоит на смысловом месте слова “оставить, покинуть”, что усиливает данные значения. То есть эти люди не то чтобы покидают никчемное, а они даже не приближаются к этому. “Пустословие (лягв)” – любая речь, которая не несет в себе блага, пользы, а также все слова и действия, которые не имеют значения и смысла.[42] 2. “И когда услышат они пустословие (лягв)[43], то отворачиваются (не обращают внимания), [лишь] говоря: “Нам – наши дела, а вам – ваши [каждому отвечать за свои дела и поступки. Отвечать за каждое плохое слово, сошедшее с его уст]. Мир вам (салямун ‘алейкум)[44]! У нас нет желания становиться невеждами [вступая в прения с вами или отвечая на плохое плохим]”[45].[46] 3. “Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди, помимо Аллаха [Господа миров, Единого и Вечного]. [Если же вы проявите безграмотность и невежество, оскорбляя святыни других вер и религий], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Господа, с чувством вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете иль забываете о том, что] Мы[47] ведь приукрасили для каждого из народов [или цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и хорошему, как к верному, так и ошибочному. Интеллект, психология и природа человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от нации, веры, философии или убеждений] будут возвращены к Господу своему [воскреснув из могил после Конца Света для ответа на Божьем Суде] и объявит Он им о тех делах, что они совершали”.[48] Призывать к благому или к вере в Единого и Вечного, конечно же, нужно, но при этом нужно чутко ощущать, где полезная беседа, обмен мнениями, а где начинаются полемика, спор, переходящие в обиды и взаимные оскорбления. Из упомянутого аята мусульманскими богословами вынесено очень важное жизненное правило: “Если верующий совершает что-то, считая это праведным и необходимым, но при этом греховность и вред данного действия очевидны, то он обязан остановиться, прекратить”.[49] Описанное в последнем аяте – очень важная составляющая воспитанности мусульманина, но сколь мало знающих об этом, а еще меньше – применяющих. К сожалению, легче идти на поводу своих слабостей, невоспитанности, эгоизма, прикрывая свое бескультурье отдельными цитатами из Корана или Сунны. А крайне сложно удалить (минимизировать) эмоции и напыщенность, проявить благоразумие, впитать многие прекрасные и актуальные грани Священного Писания и пророческого наследия, просочетать это с жизнью через поступки свои и поведение, и продолжать жизненный путь в полной гармонии с Творцом, творениями, самим собой и окружающим нас миром. Да смилуется над нами Всевышний Аллах, расширяя горизонты познания и предоставляя возможность применять новоприобретенное знание в фактической жизни. Мы не заслуживаем этого, но милость Его безгранична. Амин. _________________ Наш бог - Аллах, И никто другой. Наш дом - Рай, И мы хотим домой. Не случайно, не напрасно Жизнь Аллахом нам дана. Сердце бьётся, повторяя: "Ля иляха илля Ллах"! [1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. (773-852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 13, с. 101, хадисы № 6475, 6476. [2] Хадис от Суфьяна ибн ‘Абдуллы ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи, ад-Дарами, аль-Багави, ат-Табарани, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997, с. 347, хадис № 2412, “хасан сахих”; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 258, хадис № 4; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 13, с. 5, хадис № 5698, “сахих”.> [3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2, с. 224, хадис № 476, “хасан сахих”; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]: В 6 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985, т. 2, с. 291. [4] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари, Ахмада, ат-Тирмизи, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 101, хадис № 6474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 546, хадис № 9109, “сахих”; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 257, хадис № 1; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 8, хадис № 5701, “сахих”. [5] Хадис с таким смыслом приводится в св. х. Ахмада, Ибн Абу Шейба, аль-Багави, аль-Хайсами, ат-Табарани, аль-Мунзири и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2, с. 232, хадис № 482, “сахих”. [6] Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, “хасан сахих”; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]: В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968, т. 3, с. 528, хадис № 23, “хасан сахих”. [7] Если же человек промолчит, раскается, исправится и оставит это меж собою и Всевышним Аллахом, то его ждет невероятное проявление милости Господа миров в Судный День – после признания своих ошибок наедине со Всевышним, верующий услышит: “Я, – скажет Творец, – сокрыл это [оставил меж Мною и тобою] в мирской обители, и Я [по результату твоего раскаяния] прощаю это тебе сегодня”. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 109, хадис № 6070. Важно отметить, что это касается только грехов личного характера. Те же действия, которыми верующий задевает честь, наносит боль или ущерб другим, просто так не будут прощены. Об этом уже говорится в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 112. [8] Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Катада; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 108, хадис № 6069; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 329, 330, хадис № 52-(2990); аль-Кари ‘А (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 8, с. 575, хадис № 4831; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 391, хадисы № 6278, 6279, оба “сахих”. [9] Мусульманские ученые, комментируя и поясняя данный хадис, предположительно говорили, что здесь подразумеваются те слова, которые несут пользу для других людей, избавляют от печали или безысходности, освобождают от различного рода притеснений или какой-либо формы зла. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 104; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 14. [10] Мусульманские ученые предположительно говорили, что здесь подразумеваются те слова, которые оскорбительны для других, несут вред, зло или смерть другим людям. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 104, 105; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987, т. 9, с. 327; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 14. [11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 101, хадисы № 6477, 6478; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 327, 328, хадисы № 49-(2988), 50-(2988); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 13-16, хадисы № 5706-5708. Также см.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 578-580, хадис № 4834. [12] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 328. [13] В первую очередь то, что несет в себе оскорбление, вред или зло другим. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991, т. 18, с. 180 и 190. [14] См.: Священный Коран, 24:15. [15] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 7, с. 203; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981, т. 14, с. 607, 608, хадис № 2411, “хасан”; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 347, хадис № 2413; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 5, с. 60, хадис № 2276; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 538, хадис № 47, “хасан”. [16] Важно отметить, что здесь говорится о сосредоточенности на своем жизненном пути и целенаправленности, которые не оставляют времени на выискивание чужих ошибок, сплетни, обсуждение кого-то или просто пустопорожнюю речь и бесполезные бесцельные телесные передвижения, “убивание” времени. Но. Здесь не подразумевается социальное равнодушие к греху или преступлениям. Это уже из другой области и оговорено отдельным хадисом о том, что мусульманин обязан реагировать на то или иное преступное или негативное, происходящее рядом с ним. Мусульманин не может быть безучастен к социальной или иной несправедливости, преступлению или притеснению. Одна из его первостепенных, приоритетных общественных обязанностей, многократно прописанных в Священном Коране и Сунне, – удалять от непристойного и скверного (начиная с самого себя) и призывать к благому и праведному (начиная с самого себя, то есть собственным примером). [17] Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, хадис № 41, а также т. 10, ч. 19, с. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, “сахих”. Также см.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 540, 541, хадисы № 51-55. [18] Аскетичен, то есть “делами – в мирском, а сердцем – в вечном”. [19] С хорошим, возвышенным намерением. С именем Всевышнего и ради того, чтобы Господь был доволен тобою, милуя тебя бессчетными благами в мирской обители и в вечной. [20] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, 89. [21] См., например: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 526. [22] С учетом современных ценностей – “чем табун прекрасных дорогих скакунов” или “чем автомобильный салон, полный прекрасных, эксклюзивных и дорогостоящих моделей автомобилей”. [23] См.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 535, 536. [24] См.: Аль-Газали М. (450-505 по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]: В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.], т. 3, с. 106. [25] См.: Аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3, с. 106. [26] См.: Аль-Байхакы. (384-458 по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]: В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 4, с. 268, № 5048. [27] Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи (150-227 по хиджре; 767-841). Является одним из очень известных мусульманских праведников. После себя он оставил немало поучительных и мудрых высказываний. Среди мухаддисов имеет высокий уровень достоверности и правдивости слов (сика). Жил и умер в Багдаде. Правитель крупнейшего государства, халиф аль-Ма’мун, попросил однажды Ахмада ибн Ханбаля переговорить о своей встрече с Бишром аль-Хафи, на что последний ответил отказом. Халиф, как и многие другие, очень уважал этого праведника. В исторических книгах запечатлены следующие его слова: “Никого уже не осталось (в моем времени), кого (из числа людей) можно было бы (по-настоящему) стыдиться, кроме шейха Бишр ибн аль-Хариса”. Подробнее о его жизни см., например: Аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим: В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мэляин, 1986, т. 2, с. 54; аль-Кушайри А. (376-465 по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000, с. 64-67; аль-Асбахани А. (336-430 по хиджре; 948-1038). Хильятуль-авлия’: В 10 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1967, т. 8, с. 336-360. [28] См.: Аль-Байхакы. Шу‘аб аль-иман. Т. 4, с. 268, 269; аль-Асбахани А. Хильятуль-авлия’. Т. 8, с. 341, 347. [29] См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 17. [30] См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 17. [31] Подробно о жизни великого богослова см.: Аляутдинов Ш. От темы к теме. С. 293-306. [32] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988, с. 47. [33] Евфрат – название реки. [34] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 117. [35] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 61. [36] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 82. [37] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 104. [38] См.: Священный Коран, 50:18.Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991, т. 26, с. 291-298. [39] “И Мы (говорит Всевышний, подчеркивая Свое величие), воистину, сотворили человека и знаем все, что нашептывает ему душа его. И Мы ближе к нему [знанием Своим и осведомленностью], чем сонная артерия (шейная вена)” (см.: Св. Коран, 50:16).Да, Господь миров осведомлен даже о шепоте в наших сердцах, но важно отметить, что человек (по милости Творца) не будет отвечать за мимолетные грешные или преступные мысли, которые появляются и пролетают в его сознании. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Всевышний Аллах не спросит с моих последователей за то, что нашептывают (говорят) им их души. И это до тех пор, пока человек не проговорит это (грешное иль грубое, например) или не совершит что-то в соответствии с этим (идя на поводу грешных душевных размышлений)” (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 106, хадис № 1704, “сахих”. Когда такого рода мысли появляются в сознании верующего, он не принимает во внимание их мимолетное передвижение, а лишь в очередной раз обращается ко Всевышнему Аллаху с мольбой о прощении, всей глубиной и полнотой сердца произнося “астагфирулла” (прости меня, Господи). [40] См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 581, 582, хадис № 4837; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 260; аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3, с. 105, 106. [41] См.: Священный Коран, 23:1-3. Также см., например: Священный Коран, 25:72. [42] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 18, с. 9. [43] В данном контексте в первую очередь подразумевается та бесполезная речь, которая оскорбительна, обидна и болезненна для тех, кому адресована. [44] В смысле “прощайте” или “да исцелит вас Всевышний от заблуждений”. [45] В основе своей, смотря по контексту, аят описывает фактические и неотъемлемые качества того немалого количества праведников и ученых из числа людей Писания, которые уверовали в истинность миссии Пророка Мухаммада и Божественность последнего Писания. Как следствие им порой приходилось выслушивать обидные и оскорбительные слова в свой адрес со стороны тех, кто не понял их и не хотел понять. Но важно отметить, что, в соответствии с правилами корановедения, аяты не столько дают нам историческую справку, сколько назидательно показывают положительный пример, к которому нужно стремиться. Тем более что важность этих качеств описывается в других аятах и достоверных хадисах, непосредственно адресованных мусульманам. [46] См.: Священный Коран, 28:55. Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 20, с. 123-129. [47] Местоимение “Мы” указывает на величие Творца, а не на Его множественность. [48] См.: Священный Коран, 6:108. Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 322-328. [49] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 325. _________________ Наш бог - Аллах, И никто другой. Наш дом - Рай, И мы хотим домой. Не случайно, не напрасно Жизнь Аллахом нам дана. Сердце бьётся, повторяя: "Ля иляха илля Ллах"!

Ответов - 3

Фатима: По свидетельству Умара1 (1 т.е. Умара ибн ал-Хаттаба, второго халифа.) (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра, он сказал: "О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!" Посланник Аллаха сказал: "Ислам - это значит: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закат2, (2 Этот термин часто переводится как "налог на бедность", "налог на бедных" и обозначает налог, взимаемый с дохода и раздаваемый неимущим.) и поститься в Рамадан и совершать паломничество в Дом3, (3 Кааба и Святая Мечеть в Мекке.) если ты в состоянии делать это". Он сказал: "Ты сказал верно". И мы были удивлены, что он спросил [Посланника] и сказал, что тот сказал верно. Он сказал: "Теперь расскажи мне об имане4". (4 Иман обычно переводится "вера", но поскольку это один из основных терминов Ислама, мы сохранили арабское слово.) Тот сказал: "Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло". Он сказал: "Ты сказал верно". Он сказал: "Расскажи мне об ихсане5". (5 В данном контексте слово ихсан имеет особое религиозное значение, которое нельзя передать одним словом. Обычно ихсан переводится "добро", "благодеяние", "богоугодное дело", и т.п. Корень имеет также значение "делать отлично, умело", которое встречается в хадисе 17.) Тот сказал: "Это значит: поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя". Он сказал: "Теперь расскажи мне о Часе6". (6 т.е. о Судном Дне.) Тот сказал: "Спрашиваемый не знает больше спрашивающего". Он сказал: "Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях". Тот сказал: "У рабыни родится ее госпожа7, (7 Это предложение может быть по-разному истолковано. В своем комментарии ан-Навави дает несколько возможных интерпретаций. Например, у рабынь родятся дети, которые станут свободными и будут, таким образом, хозяевами своих родителей. Слово ама, обычно переводимое "рабыня", может также относиться к любой женщине, поскольку мы все рабы или слуги Аллаха. Тогда возможен перевод: "У женщины родится ее хозяин", т.е. настанут времена, когда дети будут настолько не уважать родителей, что они будут обращаться с ними, как со слугами. Комментаторы также указывают, что слово рабба ("госпожа") может здесь включать в себя слово рабб ("господин").) и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий". После этого он ушел, а я еще остался ненадолго. Тогда он сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?" Я сказал: "Аллах и Посланник Его знают лучше всего". Он сказал: "Это был Джабрил, который пришел к тебе научить тебя твоей религии". Приводится у Муслима.

Фатима: По свидетельству Абу Абд ар-Рахмана Абдуллаха ибн Масуда (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), он истинный, и в него мы верим, рассказал нам: Воистину, создание каждого из вас происходит в животе его матери: сорок дней в виде семени, затем такой же срок в виде сгустка крови, затем такой же срок в виде куска плоти; затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него жизнь и которому отдано четыре приказания: записать его средства существования1, (1Арабское слово ризк имеет такие оттенки, как "хлеб насущный", "судьба", и т.п.) его продолжительность жизни, его действия, и будет ли он счастлив или несчастлив. Клянусь Аллахом, кроме Которого нет бога, воистину поступки одного из вас порою подобны поступкам попавших в Рай, так что ему до него рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в геенну, и он попадает туда; а поступки другого из вас порою подобны поступкам попавших в геенну, так что ему до нее рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в Рай, и он попадает туда. Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Фатима: По свидетельству Абу Хурайры Абд ар-Рахмана ибн Сахра (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал: Избегайте того, что я запретил вам, и делайте по возможности то, что я наказал вам. Тех, кто были до вас, погубило их безмерное любопытство и их несогласие с их Пророками. Приводится у ал-Бухари и Муслима




полная версия страницы