Форум » » Брак » Ответить

Брак

Малика: 960. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, должен поститься, потому что так он сможет подавить вожделение». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 961. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали: «Куда нам до Пророка, мир ему и благословение Аллаха?! Аллах простил ему все предыдущие и будущие прегрешения». Затем один из них сказал: «Отныне я буду молиться все ночи напролет». Второй сказал: «А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». А третий сказал: «Я же откажусь от женщин и никогда не женюсь». Тут к ним подошел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Это вы сказали такие-то слова? Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 962-963. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал жениться и категорически запрещал давать обет безбрачия. Он говорил: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах, и я буду гордиться вашим числом перед другими пророками». Этот хадис передал Ахмад, и Ибн Хиббан назвал его достоверным. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Хиббан со слов Ма‘каля ибн Йасара, да будет доволен им Всевышний Аллах. 964. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На женщинах женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему засучи рукава и женись на набожной женщине». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. 965. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поздравляя человека с женитьбой, говорил: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе свое благословение, и да благословит Он ваш союз» (Баарака-ллааху ляка ва баарака-ллааху ‘алейка ва джамаъа бейнакума фи хейрин). Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным. 966. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил нас молитве засвидетельствования, которую следует читать в случае необходимости. Она гласит: “Воистину, хвала надлежит одному Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении! Упаси нас Аллах от зла наших душ! Того, кого Аллах ведет прямым путем, никто не введет в заблуждение, а того, кого Аллах сбивает с пути, никто не поведет прямо. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник” (Инналь хамда лилляяхи нахмадуху ва настаъиинуху ва настагфируху ва наъуузу билляяхи мин шуруури анфусинаа. Ман йахдихи-лляяху фяляя мудылля ляху вамян йудлыль фяляя хаадийа ляху. Ашхаду анляя иляяха илляллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху). Он повторил эту молитву три раза». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и аль-Хаким назвали его хорошим. 967-969. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас сватается к женщине и может посмотреть на те части ее тела, которые могут побудить его к женитьбе, то пусть сделает это». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и рассказчики хадиса заслуживают доверия, а аль-Хаким назвал его достоверным. Похожий хадис также передали ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы, да будет доволен им Всевышний Аллах, а также Ибн Маджа и Ибн Хиббан со слов Мухаммада ибн Масламы, да будет доволен им Всевышний Аллах. 970. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Я находился возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему подошел мужчина и сказал, что женился на одной из коренных жительниц Медины. Он спросил: “Ты видел ее?” Мужчина ответил: “Нет”. Он сказал: “Так пойди и взгляни на нее, потому что в глазах жителей Медины есть нечто особенное”». Этот хадис передал Муслим. 971. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сватайтесь к невесте своего брата, пока ее жених не откажется от нее перед вами или не разрешит вам посвататься к ней». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари. 972-973. Передают, что Сахль ибн Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Я пришла для того, чтобы отдаться тебе в жены». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, бросил на нее взгляд и осмотрел ее сначала с ног до головы, а затем с головы до ног, после чего опустил голову. Когда женщина увидела, что он не принимает окончательного решения, то села. Тут один из сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Если ты не женишься на ней, то выдай ее замуж за меня». Он спросил: «А что у тебя есть?» Он ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, у меня ничего нет». Он сказал: «Ступай домой и посмотри, может быть, ты что-нибудь найдешь». Он ушел, а спустя некоторое время вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего не нашел». Он сказал: «Поищи хотя бы железное колечко». Он опять ушел, а когда вернулся, то сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я не нашел ничего, даже железного колечка. Но зато у меня есть изар, половину которого я отдам ей». У него не было даже верхней накидки. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что она будет делать с твоим изаром? Если ты наденешь его, то ей ничего не останется, а если она наденет его, то тебе будет не в чем ходить». Тогда мужчина сел и просидел довольно долго. Затем он встал и собрался уйти, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел позвать его. Сподвижники позвали его, и когда он подошел, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай, ибо я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Ступай, ибо я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану». Абу Давуд передал похожий хадис со слов Абу Хурейры, и в нем сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Что ты помнишь наизусть?» Мужчина сказал: «Суру “аль-Бакара” и ту, что следует за ней». Он сказал: «Вставай и обучи ее двадцати аятам». 974. Передают, что ‘Амир ибн ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр рассказывал со слов своего отца, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Объявляйте о бракосочетании!» Этот хадис передал Ахмад, и аль-Хаким назвал его достоверным. 975-976. Передают, что Абу Бурда ибн Абу Муса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн аль-Мадини и Ибн Хиббан назвали его достоверным. Однако некоторые мусульманские богословы назвали хадис отосланным. Передают также, что аль-Хасан рассказывал со слов ‘Имрана ибн аль-Хусайна, да будет доволен им Всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты и двух свидетелей». Этот хадис передал Ахмад. 977. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина вышла замуж без разрешения своего опекуна, то ее брак считается недействительным, и если муж уже уединился с ней, то она должна оставить себе калым за то, что он имел с ней половую близость. А если возникнут разногласия, то помните, что правитель является опекуном женщины, у которой нет опекуна». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Абу ‘Авана, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным. 978. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя жениться на женщине, которая уже побывала замужем, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, которая еще не была замужем, не спросив ее согласия». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Как она может показать свое согласие?» Он ответил: «Молчанием». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 979. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина, которая уже побывала замужем, имеет на себя больше прав, чем ее опекун, а девушка может выйти замуж только после совещания с ней, и знаком ее согласия является молчание». Этот хадис передал Муслим. В одной из версий хадиса говорится: «Опекун не имеет власти над женщиной, которая уже побывала замужем, а сирота может выйти замуж только после совещания с ней». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным. 980. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не имеет права выдавать замуж другую женщину и не имеет права выдавать замуж себя». Этот хадис передали Ибн Маджа и ад-Даракутни, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. 981. Передают, что Нафи‘ рассказывал со слов Ибн ‘Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил обряд бракосочетания шигар, который означает, что один мужчина выдает свою дочь замуж за другого, не востребовав калым при условии, что тот выдаст свою дочь замуж за него. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. При этом они сообщили, что слова, в которых изложена суть этого обряда, принадлежат Нафи‘у. 982. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, явилась девушка-рабыня и поведала ему о том, что ее отец выдал ее замуж вопреки ее воле, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ей сделать выбор самостоятельно. 983. Передают, что аль-Хасан рассказывал со слов Самуры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если двое опекунов выдали девушку замуж за двух мужчин, то она является женой первого». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим. 984. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который женился без разрешения своих господ или хозяев, является прелюбодеем». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи, причем ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным. 985. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя одновременно быть супругом женщины и ее тети по отцовской или материнской линии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 986. Передают, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Паломник в состоя

Ответов - 2

Малика: 1071. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, считалось, что развод, объявленный три раза подряд, равносилен однократному разводу. Этого же мнения придерживались в годы правления Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, а также в первые два года правления ‘Умара, да будет доволен им Всевышний Аллах. Затем ‘Умар сказал: “Люди в спешке решают дела, в которых следует проявлять терпение. Почему бы нам не претворить в жизнь то, что они торопят?” Так он принял решение окончательно расторгать брак после такого развода». Этот хадис передал Муслим. 1072. Передают, что Махмуд ибн Лабид, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщили о том, что некий мужчина объявил развод своей жене три раза подряд. Он разгневался и встал на ноги, а затем сказал: «Неужели они шутят с писанием Аллаха, пока я еще нахожусь среди вас?» Тогда один из сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Могу ли я убить его?» Этот хадис передал ан-Насаи, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. 1073-1074. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Абу Рукана развелся со своей женой Умм Руканой, после чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Верни свою жену!» Он сказал: «Но ведь я трижды объявил ей развод». Он сказал: «Я знаю. Верни ее!» Этот хадис передал Абу Давуд. В версии Ахмада сообщается, что Абу Рукана объявил своей жене развод три раза подряд, после чего пожалел об этом. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они считаются за один развод». Одним из рассказчиков хадиса является Ибн Исхак,Dо котором мусульманские богословы высказывали противоречивые мнения. В другой версии Абу Давуда сообщается, что Абу Рукана окончательно развелся со своей женой Сухеймой, после чего сказал: «Клянусь Аллахом, я имел в виду всего лишь один развод». И тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ему вернуть жену. Цепочка рассказчиков этого хадиса лучше, чем у предыдущего. 1075-1076. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным. Ибн ‘Адий передал похожий хадис, в котором говорится: «Это – развод, освобождение рабов и брак». Цепочка рассказчиков этой версии слабая. Аль-Харис ибн Абу Усама также передал похожий хадис со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С тремя вещами нельзя забавляться. Это – развод, брак и освобождение рабов, и если кто-нибудь объявит об одной из этих вещей, то он должен быть верен своему слову». Цепочка рассказчиков этого хадиса также слабая. 1077. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах прощает моим последователям то, что они обдумывают в душе, до тех пор, пока они не совершат или не скажут то, что обдумывали». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1078. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Всевышний Аллах простил моим последователям ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким, но Абу Хатим сообщил, что хадис не является достоверным. 1079. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Если мужчина отрекся от своей жены, то он не должен принимать свои слова во внимание». А затем он сказал: «Посланник Аллаха был для вас прекрасным примером». Этот хадис передал аль-Бухари. А в версии Муслима говорится: «Если мужчина отрекся от своей жены, то его слова являются клятвой, нарушение которой следует искупить». 1080. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что дочь аль-Джауна вышла замуж за Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда он уединился с ней и захотел приблизиться к ней, она сказала: «Упаси меня Аллах от тебя!» Он сказал: «Ты попросила избавления у великого Аллаха, посему возвращайся в свою семью». Этот хадис передал аль-Бухари. 1081-1082. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Развод действителен только после бракосочетания, и заявление об освобождении раба действительно только после после его приобретения». Этот хадис передал Абу Йа‘ла, и аль-Хаким назвал его достоверным, однако другие богословы сообщили, что у хадиса есть скрытые недостатки. Похожий хадис передал Ибн Маджа с хорошей цепочкой рассказчиков со слов аль-Мисвара ибн Махрамы, да будет доволен им Всевышний Аллах, но у этого хадиса также есть скрытые недостатки. 1083. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Потомок Адама не должен приносить обет, касающийся того, чем он не владеет, и освобождать из рабства того, кем он не владеет, и разводиться с той, кем он не владеет». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным. Аль-Бухари сказал, что этот хадис является самым достоверным сообщением на эту тему. 1084. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перо не записывает деяния трех людей: спящего, пока он не проснется; малолетнего, пока он не вырастет; и потерявшего рассудок, пока он не обретет разум или не придет в себя». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал хадис достоверным. Глава 8. Возобновление брака после неокончательного развода 1085. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал о том, что однажды его спросили о мужчине, который развелся со своей женой, после чего возобновил брак, так и не призвав никого в свидетели. Он сказал: «Свидетели нужны как при расторжении брака, так и при его возобновлении». Этот хадис передал Абу Давуд, и цепочка рассказчиков хадиса достоверная. В версии аль-Бейхаки сообщается, что ‘Имрана ибн аль-Хусайна, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, спросили о мужчине, который разводится со своей женой, после чего возобновляет брак, так и не призвав никого в свидетели, на что он ответил: «Это противоречит Сунне. Пусть объявит об этом перед свидетелями сейчас». А в версии ат-Табарани также говорится: «…и попросит Аллаха о прощении». 1086. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что он развелся со своей женой, когда у нее начались месячные кровотечения. Это произошло еще при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказал ему о случившемся. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вели ему вернуть ее и удерживать около себя до тех пор, пока она не очистится и пока у нее не начнутся очередные месячные кровотечения. А когда она вновь очистится, он может по собственному усмотрению либо сохранить брак, либо развестись с ней до того, как опять вступит с ней в половую близость. Таков установленный срок, который великий и могучий Аллах повелел выжидать при разводе с женами». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Глава 9. Клятва об отречении от жены, обряд уподобления жены матери и искупление этих поступков 1087. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отрекся от своих жен. Тем самым он запретил себе то, что было дозволено, но впоследствии он отказался от своей клятвы и искупил содеянное. Этот хадис передал ат-Тирмизи, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. 1088. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «По прошествии четырех месяцев мужчина, который отрекся от своей жены, должен либо верн уться к ней, либо развестись с ней, причем их брак не считается расторгнутым до тех пор, пока он не даст ей развод». Этот хадис передал аль-Бухари. 1089. Передают, что Сулейман ибн Йасар, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Я встречался более, чем с десятью сподвижниками, каждый из которых считал, что по прошествии установленного срока мужчина, который отрекся от своей жены, должен либо вернуться к ней, либо развестись с ней». Этот хадис передал аш-Шафи‘и. 1090. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Во времена невежества мужчина мог отречься от жены на год и даже на два года, но Аллах определил для этого срок в четыре месяца. Если же четырех месяцев не прошло, то это нельзя назвать отречением». Этот хадис передал аль-Бейхаки. 1091. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что один из сподвижников уподобил жену своей матери, после чего совершил с ней половое сношение. Затем он явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я имел с ней половую близость до того, как искупил сказанное». Он сказал: «Не приближайся к ней до тех пор, пока не выполнишь то, что повелел Аллах». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, а ан-Насаи предпочел назвать его отосланным. Аль-Баззар также передал похожий хадис со слов Ибн ‘Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, и в нем говорится: «Искупи то, что совершил, и больше не повторяй этого». 1092. Передают, что Салама ибн Сахр, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды во время рамадана я испугался, что совершу половое сношение с женой, и поэтому я отрекся от нее, уподобив своей матери. В одну из ночей часть ее тела обнажилась, и я увидел это и совершил с ней половое сношение. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Освободи раба”. Я ответил: “Но у меня нет рабов”. Он сказал: “Тогда постись в течение двух месяцев подряд”. Я сказал: “Но ведь содеянное мною произошло именно из-за поста”. Он сказал: “Тогда накорми шестьдесят бедняков ‘араком (большой корзиной) сухих фиников”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд назвали хадис достоверным. Глава 10. Клятвенное заверение супругов, один из которых обвинил другого в совершении прелюбодеяния 1093. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что некий мужчина спросил: «О Посланник Аллаха! Скажи, как должен поступить один из нас, если застанет свою жену за совершением прелюбодеяния? Если он расскажет об этом, то расскажет о чудовищном злодеянии. Если же он умолчит об этом, то умолчит о таком же чудовищном злодеянии». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ответил ему, но через некоторое время этот мужчина вновь пришел к нему и сказал: «Со мной случилось то, о чем я прежде спрашивал тебя». Именно тогда великий и могучий Аллах ниспослал несколько аятов из суры “ан-Нур”, в которых говорится: «Те, которые обвиняют в неверности своих супругов…» (24:6-9). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел ниспосланные ему аяты и обратился к мужчине с проповедью и увещеванием. Он также напомнил ему о том, что наказание в мирской жизни легче того наказание, которое ожидает людей в жизни будущей. В ответ мужчина сказал: «Нет! Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, я не наговариваю на нее». Тогда он приказал привести к нему жену этого человека и также обратился к ней с проповедью. В ответ она сказала: «Нет! Клянусь Тем, кто ниспослал тебя с истиной, он оболгал меня». Тогда он начал с мужчины, и тот четырежды поклялся Аллахом, что он говорит правду, после чего призвал на себя проклятие Аллаха в том случае, если он лжет. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потребовал от его жены сделать то же самое, и она четырежды поклялась Аллахом, что ее муж лжет, после чего призвала на себя гнев Аллаха в том случае, если он говорит правду. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, навсегда разлучил их Этот хадис передал Муслим. 1094. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потребовал от супругов, один из которых обвинил другого в совершении прелюбодеяния, дать клятвенное заверение, а затем сказал: «Вы будете держать ответ перед Аллахом. Один из вас суть лжец, и ты не имеешь права вновь жениться на ней». Тогда мужчина спросил: «О Посланник Аллаха! А как же мое имущество?» Он сказал: «Ты не получишь назад свое имущество. Если ты сказал правду, то оно должно остаться ей за то, что ты имел с ней половую близость. Если же ты солгал, то ты имеешь на него меньше прав, чем на нее». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1095. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Хиляль ибн Умейа публично обвинил свою жену в том, что она изменила ему с Шариком ибн Сахма’. Он был братом аль-Бара ибн Малика, но они имели разных отцов. Хиляль стал первым в истории ислама мужчиной, который обвинил свою жену в неверности, после чего они оба дали клятвенное заверение в собственной правоте. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Проследите за ней. Если она родит белого ребенка с прямыми волосами и покрасневшими глазами, то это будет ребенок от ее мужа. Если же она родит ребенка с глазами, которые словно помазаны сурьмой, вьющимися волосами и тонкими ножками, то это будет ребенок Шарика ибн Сахма‘». Анас ибн Малик сказал: «Мне поведали о том, что у нее родился ребенок с глазами, которые словно помазаны сурьмой, вьющимися волосами и тонкими ножками». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1096. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел мужчине при произнесении пятого свидетельства прикрыть рот рукой и сказал: «Оно играет решающее значение». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. 1097. Передают, что Сахль ибн Са‘д, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды ‘Увеймир аль-‘Аджлани пришел к ‘Асыму ибн ‘Адийу аль-Ансари и сказал: «Скажи мне, ‘Асым, если мужчина застал свою жену за совершением прелюбодеяния, должен ли он убить прелюбодея для того, чтобы затем вы убили его самого? Или же он должен поступить иначе? ‘Асым, разузнай об этом для меня у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». ‘Асым спросил об этом у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот выразил недовольство подобными вопросами и побранил людей, которые задают их. ‘Асым же сильно испугался того, что он услышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он вернулся домой, к нему явился ‘Увеймир и спросил: «О ‘Асым! Что тебе сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Твой приход не принес мне добра! Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не понравилось, что я спросил его об этом». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока сам не расспрошу его». Затем ‘Увеймир подошел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда тот находился в окружении своих сподвижников, и сказал: «О Посланник Аллаха! Скажи, должен ли мужчина, который застал свою жену за совершением прелюбодеяния, убить прелюбодея для того, чтобы затем вы убили его самого? Или же он должен поступить иначе?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я получил откровение о тебе и твоей жене. Ступай и приведи ее». Затем каждый из них дал клятвенное заверение в собственной правоте. Я присутствовал при этом и стоял около Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Затем ‘Увеймир сказал: «О Посланник Аллаха! Теперь, если я удержу ее около себя, получится, что я оболгал ее». После этих слов он трижды объявил ей развод, хотя Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. не приказывал ему поступить таким образом. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1098. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий мужчина и сказал: «Моя жена никогда не оттолкнет руку мужчины, который начнет ласкать ее». Он сказал: «Прогони ее». Мужчина сказал: «Я боюсь, что буду страстно желать ее». Он сказал: «Тогда наслаждайся ею». Этот хадис передали Абу Давуд и аль-Баззар, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Ан-Насаи передал другую версию этого хадиса, в которой сооющается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разведись с ней». Мужчина сказал: «Я не вынесу расставания с ней». Он сказал: «Тогда удержи ее около себя». 1099. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Когда были ниспосланы аяты о клятвенном заверении супругов, один из которых обвинил другого в совершении прелюбодеяния, я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если женщина принесла в семью ребенка, который не принадлежит к ней, то она не имеет никакого отношения к Аллаху, который не впустит ее в райские сады. И если мужчина не признает своего ребенка, который глядит на него своими глазами, то Аллах укроется от него и опозорит его на глазах у всех творений”». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. 1100. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Если мужчина признал ребенка своим хотя бы на мгновение ока, то он не имеет права отказываться от него». Этот хадис передал аль-Бейхаки, и цепочка рассказчиков хадиса хорошая. 1101. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что один из сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха! Моя жена родила черного ребенка». Он спросил: «У тебя есть верблюды?» Мужчина ответил: «Да». Он спросил: «Какого они цвета?» Мужчина ответил: «Рыжие». Он спросил: «Есть ли среди них верблюды пепельного цвета?» Мужчина ответил: «Да». Он спросил: «Отчего же так происходит?» Мужчина сказал: «Наверное, на них повлияла наследственность». Тогда он сказал: «Так же и твой сын. Наверное, на него повлияла наследственность». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Он намекал на то, что он не является отцом этого ребенка». В другой версии говорится: «Он не разрешил ему отречься от ребенка». Глава 11. ‘Идда (период выжидания после развода или кончины мужа), ихдад (траур), истибра (период выжидания после приобретения рабыни) и другие предписания 1102. Передают, что аль-Мисвар ибн Махрама, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Субей‘а аль-Асламийа родила ребенка всего через несколько дней после смерти своего мужа. Тогда она пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и попросила разрешения выйти замуж. Он разрешил ей, и она вышла замуж. Этот хадис передал аль-Бухари, но его суть также передал Муслим. В одной из версий хадиса сообщается, что она родила ребенка через сорок дней после кончины мужа. Передают, что ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, внук ‘Утбы ибн Мас‘уда, рассказывал, что его отец написал ‘Умару ибн ‘Абдуллаху письмо, в котором повелел ему отправиться к женщине по имени Субей‘а бинт аль-Харис аль-Асламийа и расспросить ее о том, что с ней произошло и что ей сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда она обратилась к нему за советом. ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз написал ‘Абдуллаху ибн ‘Утбе ответное письмо, в котором сообщил, что Субей‘а рассказала ему о том, что она была замужем за Са‘дом ибн Хаулой из рода ‘Амира ибн Луейа. Он был одним из участников сражения при Бадре и скончался во время прощального паломничества, когда Субей‘а была беременна. Спустя некоторое время она родила, а после очищения от послеродовых кровотечений, она стала принаряжаться, чтобы к ней посватались. Мужчина из рода ‘Абд ад-Дара по имени Абу ас-Санабиль ибн Ба‘как зашел к ней и спросил: «Отчего ты такая нарядная? Никак собираешься замуж? Клянусь Аллахом, ты не должна выходить замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней». Субей‘а сказала: «Когда он сообщил мне об этом, я дождалась вечера, прикрыла лицо и отправилась к Посланнику Аллаху. Я спросила его об этом, и он ответил, что я уже освободилась от траура, когда родила ребенка, а затем велел мне выйти замуж, если мне представиться такая возможность». Один из рассказчиков хадиса по имени Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Я не вижу ничего плохого в том, что женщина выйдет замуж после того, как родит ребенка, даже если она еще не очистилась от кровотечений. Но муж не должен вступать с ней в интимную близость до тех пор, пока она не очистится». 1103. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Барире, да будет доволен ею Всевышний Аллах, было велено выждать, пока не минуют три менструальных цикла. Этот хадис передал Ибн Маджа, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, мусульманские богословы пришли к выводу, что у хадиса есть скрытые недостатки. 1104. Передают, что аш-Ша‘би рассказывал со слов Фатимы бинт Кейс, да будет доволен ею Всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз: «Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение». Этот хадис передал Муслим. 1105. Передают, что Умм ‘Атыйа, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней. В течение этого срока она не должна носить крашеных нарядов, если только они не были сотканы из покрашеной пряжи, краситься сурьмой и умащаться благовониями. И только после очищения от месячных кровотечений она может помазаться ароматической веточкой или азфаром (пахучим веществом черного цвета, похожего на ногти)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. В версии Абу Давуда и ан-Насаи также запрещается красить волосы, а в версии ан-Насаи – делать прическу. 1106. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала: «Когда Абу Салама скончался, я смазала глаза соком алое, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Он придает лицу румянец, и посему смазывай глаза соком алое по ночам и смывай его днем. А также не причесывай волосы, помазывая их благовониями или хной, потому что они являются красителями”. Тогда я спросила его: “А как же мне делать прическу?” Он ответил: “Используй для этого листья дикой ююбы”». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с хорошей цепочкой рассказчиков. 1107. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Скончался муж моей дочери, а у нее больные глаза. Можем ли мы покрасить их сурьмой?» Он ответил: «Нет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1108. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что его тетя по материнской линии была разведена со своим мужем. Когда же она захотела собрать финики, один из сподвижников сказал ей, что она не должна выходить из дома. Тогда она пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросила его, может ли она сделать это. Он сказал ей: «Конечно. Ступай и собери финики. Может быть, ты раздашь милостыню или сделаешь доброе дело». Этот хадис передал Муслим. 1109. Передают, что Фурей‘а бинт Малик, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что у ее мужа сбежали рабы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собственного дома, ни денег. Посланник Аллаха сначала разрешил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во второй раз, и он сказал: «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Фурей‘а сказала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, аз-Зухли, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие богословы назвали его достоверным. 1110. Передают, что Фатима бинт Кейс, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж дал мне развод в третий раз, и теперь я опасаюсь того, что посторонние люди могут ворваться в мой дом». Тогда он велел ей переехать в другой дом. Этот хадис передал Муслим. 1111. Передают, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Не сбивайте нас с толку! В соответствии с Сунной нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рабыня, у которой скончался господин, от которого у нее родился ребенок, должна выжидать установленный срок в течение четырех месяцев и десяти дней». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. Несмотря на это ад-Даракутни сообщил, что у хадиса есть скрытые недостатки, выраженные в отсутствии одного из звеньев цепочки рассказчиков. 1112. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что под менструальным циклом подразумевается период очищения между двумя менструациями. Это – краткое изложение хадиса, переданного Маликом, Ахмадом и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. 1113-1114. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что для того, чтобы развестись с рабыней, достаточно дважды объявить ей развод, после чего она должна выждать установленный для развода срок в течение двух менструаций. Этот хадис передал ад-Даракутни. Он же передал эти слова от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но назвал эту версию хадиса слабой. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. Однако многие богословы не согласились с этим мнением и назвали хадис слабым. 1115. Передают, что Рувейфи‘ ибн Сабит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина, который верует в Аллаха и Судный день, не имеет права изливать свою жидкость на то, что посеял другой». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ибн Хиббан назвал его достоверным, а аль-Баззар – хорошим. 1116. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, повелел, чтобы женщина, муж которой пропал без вести, ждала его в течение четырех лет, а затем выждала еще четыре месяца и десять дней срока, установленного для расторжения брака. Этот хадис передали Малик и аш-Шафи‘и. 1117. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина, муж которой пропал без вести, остается замужем до тех пор, пока не получит достоверные сведения о его судьбе». Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков. 1118. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен проводить ночь в доме женщины, если только он не является ее супругой или махрамом». Этот хадис передал Муслим. 1119. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен уединяться с женщиной, если рядом с ней нет махрама». Этот хадис передал аль-Бухари. 1120-1121. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о пленных, захваченных в сражении при Аутасе: «Не вступайте в половое сношение с беременными женщинами до тех пор, пока они не разрешатся от бремени, а с остальными – до тех пор, пока не минует один менструальный цикл». Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. 1122-1125. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребенок остается там, где он появился на свет, а прелюбодею достается камень». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Передают также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала о том, что Са‘д ибн Абу Ваккас и ‘Абд ибн Зам‘а, да будет доволен ими Всевышний Аллах, притязались по поводу одного мальчика. Са‘д ибн Абу Ваккас сказал: «О Посланник Аллаха! Это – сын моего брата ‘Утбы ибн Абу Ваккаса. Он рассказал мне о том, что этот ребенок является его сыном. Посмотри, как он похож на него». ‘Абд ибн Зам‘а сказал: «О Посланник Аллаха! Это – мой брат. Его мать родила его на постели моего отца». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взглянул на мальчика и увидил необычайное сходство между ним и ‘Утбой. Тогда он сказал: «Послушай, ‘Абд, мальчик останется с тобой. Ребенок остается там, где он появился на свет, а прелюбодею достается камень. А ты, Сауда бинт Зам‘а, должна закрываться перед ним». После случившегося этот мальчик никогда не видел лица Сауды. Этот хадис также передали аль-Бухари и Муслим. Ан-Насаи передал похожий хадис со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Всевышний Аллах, а Абу Давуд – со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Малика: Глава 12. Молочное родство 1126. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одного или двух кормлений не достаточно для молочного родства». Этот хадис передал Муслим. 1127. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел к ней, когда возле нее сидел мужчина. Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это не понравилось, и по его лицу я увидела, что он разгневался. Тогда я сказала: «О Посланник Аллаха! Это – мой молочный брат». В ответ он сказал: «Думайте, кого вы называете своими молочными братьями. Кормление можно принять во внимание только в том случае, если оно утоляет жажду». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1128. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что однажды Сахля бинт Сухейл, да будет доволен ею Всевышний Аллах, пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! Салим, освобожденный раб Абу Хузейфы, живет с нами, и он уже достиг совершеннолетия». Он сказал: «Напои его своим молоком и породнись с ним». Этот хадис передал Муслим. 1129. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала: «После того, как женщинам было велено носить покрывало, ко мне пришел Афлах, брат Абу аль-Ку‘ейса. Он попросил разрешения войти, но я не разрешила ему, а когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся домой, я рассказала ему о случившемся. Он велел мне впускать Афлаха и сказал: “Да ведь он – твой дядя по отцовской линии”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1130. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала, что вначале в коранических откровениях было сказано, что молочное родство устанавливается после десяти полноценных кормлений. Затем это предписание было аннулировано новым, согласно которому молочное родство устанавливается после пяти полноценных кормлений. Это предписание упоминалось в Коране вплоть до самое смерти Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Этот хадис передал Муслим. 1131. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, предложили взять в жены дочь Хамзы, на что он ответил: «Я не могу жениться на ней, потому что она является дочью моего молочного брата. Все запреты, связанные с кровным родством, также распространяются на молочное родство». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1132. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молочное родство устанавливается только в том случае, если молоко проникает через стенки кишечника и если ребенок еще не оторван от груди». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и аль-Хаким назвал его достоверным. 1133. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Кормление принимают во внимание только в первые два года жизни ребенка». Этот хадис передали ад-Даракутни и Ибн ‘Адий. В одной из версий хадиса сообщается, что эти слова принадлежат Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но оба богослова пришли к выводу, что они принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом. 1134. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кормление принимают во внимание только в том случае, если оно помогает росту костей и увеличению мышц». Этот хадис передал Абу Давуд. 1135. Передают, что ‘Укба ибн аль-Харис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал о том, что он женился на Умм Йахйа бинт Абу Ихаб, после чего к ним явилась женщина и сказала: «Я кормила грудью вас обоих». Тогда он обратился за советом к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Что такое? Ведь вам же сказали». Так ‘Укба ибн аль-Харис расстался с ней, и она вышла замуж за другого мужчину. Этот хадис передал аль-Бухари. 1136. Передают, что Зийад ас-Сахми рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил отдавать детей на кормление глупым женщинам. Этот хадис передал Абу Давуд, однако Зийад не был сподвижником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому хадис является отосланным. Глава 13. Материальное обеспечение 1137. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что жена Абу Суфйана Хинд бинт ‘Утба вошла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! Абу Суфйан – очень скупой человек. Он не обеспечивает меня и моих детей надлежащим образом, и мне приходится брать у него деньги без его ведома. Ложится ли на меня за это грех?» Он сказал: «Бери из его имущества то, что необходимо тебе и твоим детям, но знай меру». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1138. Передают, что Тарик аль-Мухариби, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Когда мы прибыли в Медину, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял на кафедре и читал проповедь. Он сказал: “Рука, подающая милостыню, выше. Начни с тех, кто находится на твоем иждивении – с матери, отца, сестры, брата и остальных родственников по мере убывания степени твоего родства с ними”». Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хиббан и ад-Даракутни назвали его достоверным. 1139. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб имеет права на еду и одежду, и кроме того, его нельзя обременять работой, с которой ему не справиться». Этот хадис передал Муслим. 1140. Передают, что Хаким ибн Му‘авийа аль-Кушейри, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Каковы наши обязанности перед нашими женами?» Он сказал: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. И ты не имеешь права бить их по лицу, оскорблять и выгонять за пределы дома». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Неполностью и без цепочки рассказчиков этот хадис также передал аль-Бухари. 1141. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом!» Это – часть длинного хадиса, переданного Муслимом. 1142. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, чтобы стать грешником, достаточно не заботиться о тех, кто находится на твоем иждивении». Этот хадис передал ан-Насаи. А в версии Муслима говорится: «…достаточно лишить хлеба насущного того, чье пропитание находится в твоих руках». 1143. Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что беременная женщина, чей муж скончался, не имеет прав на материальное обеспечение. Этот хадис передал аль-Бейхаки, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, он сообщил, что эти слова принадлежат самому Джабиру, да будет доволен им Всевышний Аллах. Однако его мнение подтверждается хадисом, в котором сообщается, что Фатима бинт Кейс, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз: «Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение». Этот хадис передал Муслим. 1144. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рука, которая находится сверху, лучше руки, которая находится снизу. Пусть каждый из вас начинает с тех, кто находится на его иждивении. Женщина говорит: “Накорми меня или разведись со мной”». Этот хадис передал ад-Даракутни с хорошей цепочкой рассказчиков. 1145. Передают, что Суфйан ибн Са‘ид рассказывал со слов Абу аз-Зинада, что Са‘ида ибн аль-Мусайаба спросили о мужчине, который не в состоянии содержать семью, на что он велел расторгнуть их брак. Абу аз-Зинад спросил: «Это соответствует Сунне?» Он сказал: «Да, это соответствует Сунне». Этот хадис передал Са‘ид ибн аль-Мансур, и мусульманские богословы назвали его сильным, но отосланным. 1146. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, отправил своим военачальникам послания, в которых повелел мужчинам, которые оставляют своих жен дома, либо обеспечивать их материально, либо разводиться с ними. А тем, которые решат развестись, он повелел высылать разведенным женам деньги, которые они удержали у них. Этот хадис передали аш-Шафи‘и и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков. 1147. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте пожертвования!» Один из мужчин спросил его: «О Посланник Аллаха! У меня есть динар». Он сказал: «Потрать его на себя». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего ребенка». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на свою жену». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Ты лучше знаешь, что делать с ним». Этот хадис передали аш-Шафи‘и и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему. В версии ан-Насаи и аль-Хакима жена упоминается раньше ребенка. 1148. Передают, что Бахз ибн Хаким рассказывал со слов своего отца и деда о том, что он спросил: «О Посланник Аллаха! Кому мне следует сделать добро?» Он сказал: «Своей матери». Он спросил: «А затем кому?» Он сказал: «Затем еще раз своей матери». Он спросил: «А затем кому?» Он сказал: «Затем еще раз своей матери». Он сказал: «А затем кому?» Он сказал: «Затем своему отцу и остальным родственникам по мере убывания степени их родства». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис хорошим. Глава 14. Опека и воспитание 1149. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Я носила своего сына во чреве, кормила его своей грудью и усаживала к себе на колени, а теперь его отец развелся со мной и хочет отнять его у меня». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У тебя на него больше прав до тех пор, пока ты не выйдешь замуж». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и аль-Хаким назвал его достоверным. 1150. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет отнять у меня сына, который помогает мне и носит для меня воду из колодца Абу ‘Инабы». Затем к ним подошел ее муж, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сынок, вот твой отец, а вот твоя мать. Возьми кого-нибудь из них за руку!» Мальчик взял за руку свою мать, и она ушла вместе с ним. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. 1151. Передают, что Рафи‘ ибн Синан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что он обратился в ислам, а его жена отказалась уверовать. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, усадил его по одну сторону, и его жену – по другую сторону, а между ними усадил их ребенка. Когда же ребенок потянулся к матери, он сказал: «О Аллах, укажи ему верный путь!» Тут ребенок потянулся к своему отцу и остался с ним. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал его достоверным. 1152-1153. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал дочь Хамзы на воспитание ее тете по материнской линии и сказал: «Тетя по материнской линии подобна матери». Этот хадис передал аль-Бухари. Ахмад передал похожий хадис со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором говорится: «Девочка должна остаться с ее тетей по материнской линии, потому что тетя по материнской линии подобна матери». 1154. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если слуга принес вам еду и вы не усаживаете его рядом, то дайте ему попробовать хотя бы один-два кусочка». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари. 1155. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одна женщина получала наказание за то, что держала кошку взаперти до тех пор, пока кошка не умерла. Из-за нее она оказалась в аду. Она не кормила и не поила ее, а держала взаперти и даже не выпускала покормиться живностью на земле». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.



полная версия страницы